11А Литература Довлатов


                               Добрый день, дорогие одиннадцатиклассники!
После продолжительных выходных мы с вами выходим на финишную прямую нашего курса литературы XХ века.
Две годовщины будут «окаймлять» это лето. 24 мая исполнится 80 лет со дня рождения Иосифа Бродского, 24 августа — 30 лет со дня смерти Сергея Довлатова. Их иногда называют классиками русской Америки.
«Почти ровесники, они принадлежали к поколению, которое осознанно выбрало себе место на обочине. Ценя превыше всего свободу, не имея потребности попадать в зависимость и навязывать ее другим, Бродский и Довлатов превратили изгнание в точку зрения, отчуждение — в стиль, одиночество — в свободу». (А. Генис)
Еще Бродского и Довлатова сближали стихи. Бродский прямо утверждал, что довлатовские рассказы «написаны, как стихотворения».
Что касается литературной славы, то пик ее в Ленинграде пришелся и для Сергея Довлатова, и для Иосифа Бродского на одно число: 30 января 1968 года, день, когда в Доме писателя прогремел «Вечер творческой молодежи Ленинграда»...
Сегодня начинаем разговор о Довлатове. Кто же он, Сергей Довлатов, в чём причина невероятной популярности его небольших рассказов и повестей?
Довлатов – это когда боль прикрывается цинизмом, а грусть – анекдотом.
Довлатов – это когда без вуалей, без розовых очков, без ложного стыда.
Довлатов – это когда сапогом по любимой мозоли.
Довлатов – это когда кратко, по делу, в точку.
Довлатов – это когда есть, что сказать.
Довлатов – это когда звучит Голос.
Довлатов – это когда душа…
Сергея Довлатова можно назвать родоначальником такого направления литературы, которое получило в критике название «новый автобиографизм». Иногда такой жанр называют «псевдодокументализм». Собственная биография стала для писателя неисчерпаемым источником абсурдных, трагикомических сюжетов. Главный герой писателя — Сергей Довлатов. Конечно, нельзя полностью отождествлять его с автором, всё-таки это литературный герой.
Книги писателя удивительно выстраиваются в хронологическом порядке:
"Зона" (1982) — об учёбе в университете и о службе в армии, во внутренних войсках;
"Компромисс" (1981) — о первых литературных опытах, андеграунде, о журналистской работе в Эстонии;
"Заповедник" (1983) - о работе экскурсоводом в Пушкинском заповеднике;
"Ремесло", "Чемодан" (1986), "Иностранка" (1986), "Филиал" (1989) - об отъезде и жизни в эмиграции.
Предлагаю вам, ребята, познакомиться с содержанием статьи учебника «Художественный мир прозы Довлатова» (с. 330-342). Статья будет предисловием к нашему разговору об одной из лучших довлатовских книг с незамысловатым названием «Чемодан» (1986г.).
Итак, перенесёмся в 70-е гг. прошлого столетия и откроем «Чемодан» Довлатова. «Я оглядел пустой чемодан. На дне — Карл Маркс. На крышке — Бродский. А между ними пропащая, бесценная, единственная жизнь» (любимый оксюморон писателя). Это удивительная, немного странная книга рассказов, где каждая история неразрывно связана с какой-то вещью. 8 вещей – 8 историй. Герой «Чемодана» живет в атмосфере тотального неблагополучия и показан через предметы, хранящиеся в чемодане.
Обратите внимание на эпиграф.
Прочитайте рассказы «Креповые финские носки», «Номенклатурные полуботинки», «Приличный двубортный костюм», «Поплиновая рубашка» и «Шофёрские перчатки». Их можно прослушать. Но Довлатова лучше читать. Обращаю внимание на то, что иногда автор переступает границы так называемой литературной лексической нормы и использует жаргонизмы, а порой и нецензурную лексику. Но стилистически это оправдано.
Почему и герои рассказов, и сюжеты анекдотичны и смешны? Автор писал: «Юмор — инструмент познания жизни: если ты исследуешь какое-то явление, то найди, что в нём смешного, и явление раскроется тебе во всей полноте».
«Юмор — украшение нации. В самые дикие, самые беспросветные годы не умирала язвительная и горькая, простодушная и затейливая российская шутка. И хочется думать — пока мы способны шутить, мы остаемся великим народом!» (Сергей Довлатов)
Завершим разговор о писателе небольшой проверочной работой:


Комментариев нет:

Отправить комментарий