Добрый
день, дорогие одиннадцатиклассники!
После
продолжительных выходных мы с вами
выходим на финишную прямую нашего курса
литературы XХ
века.
Две
годовщины будут «окаймлять» это лето.
24 мая исполнится 80 лет со дня рождения
Иосифа Бродского, 24 августа — 30 лет со
дня смерти Сергея Довлатова. Их иногда
называют классиками русской Америки.
«Почти
ровесники, они принадлежали к поколению,
которое осознанно выбрало себе место
на обочине. Ценя превыше всего свободу,
не имея потребности попадать в зависимость
и навязывать ее другим, Бродский и
Довлатов превратили изгнание в точку
зрения, отчуждение — в стиль, одиночество
— в свободу». (А. Генис)
Еще
Бродского и Довлатова сближали стихи.
Бродский прямо утверждал, что довлатовские
рассказы «написаны, как стихотворения».
Что
касается литературной славы, то пик ее
в Ленинграде пришелся и для Сергея
Довлатова, и для Иосифа Бродского на
одно число: 30 января 1968 года, день, когда
в Доме писателя прогремел «Вечер
творческой молодежи Ленинграда»...
Сегодня
начинаем разговор о Довлатове. Кто же
он, Сергей Довлатов, в чём причина
невероятной популярности его небольших
рассказов и повестей?
Довлатов
– это когда боль прикрывается цинизмом,
а грусть – анекдотом.
Довлатов
– это когда без вуалей, без розовых
очков, без ложного стыда.
Довлатов
– это когда сапогом по любимой мозоли.
Довлатов
– это когда кратко, по делу, в точку.
Довлатов
– это когда есть, что сказать.
Довлатов
– это когда звучит Голос.
Довлатов
– это когда душа…
Сергея
Довлатова можно назвать родоначальником
такого направления литературы, которое
получило в критике название «новый
автобиографизм».
Иногда такой жанр называют
«псевдодокументализм».
Собственная биография стала для писателя
неисчерпаемым источником абсурдных,
трагикомических сюжетов. Главный герой
писателя — Сергей Довлатов. Конечно,
нельзя полностью отождествлять его с
автором, всё-таки это литературный
герой.
Книги писателя удивительно выстраиваются
в хронологическом порядке:
"Зона"
(1982) — об учёбе в
университете и о службе в армии, во
внутренних войсках;
"Компромисс"
(1981) — о первых
литературных опытах, андеграунде, о
журналистской работе в Эстонии;
"Заповедник"
(1983) - о работе
экскурсоводом в Пушкинском заповеднике;
"Ремесло",
"Чемодан"
(1986), "Иностранка"
(1986), "Филиал"
(1989) - об отъезде и
жизни в эмиграции.
Предлагаю вам, ребята, познакомиться
с содержанием статьи учебника
«Художественный мир прозы Довлатова»
(с. 330-342). Статья будет предисловием к
нашему разговору об одной из лучших
довлатовских книг с незамысловатым
названием «Чемодан» (1986г.).
Итак,
перенесёмся в 70-е гг. прошлого столетия
и откроем «Чемодан» Довлатова. «Я
оглядел пустой чемодан. На дне — Карл
Маркс. На крышке — Бродский. А между
ними пропащая,
бесценная, единственная жизнь»
(любимый оксюморон
писателя). Это
удивительная, немного странная книга
рассказов, где каждая история неразрывно
связана с какой-то вещью. 8 вещей – 8
историй. Герой
«Чемодана» живет в атмосфере тотального
неблагополучия и показан через предметы,
хранящиеся в чемодане.
Обратите
внимание на эпиграф.
Прочитайте
рассказы «Креповые финские носки»,
«Номенклатурные полуботинки», «Приличный
двубортный костюм», «Поплиновая рубашка»
и «Шофёрские перчатки». Их можно
прослушать. Но Довлатова лучше читать.
Обращаю внимание на то, что иногда автор
переступает границы так называемой
литературной лексической нормы и
использует жаргонизмы, а порой и
нецензурную лексику. Но стилистически
это оправдано.
Почему
и герои рассказов, и сюжеты анекдотичны
и смешны? Автор писал: «Юмор
— инструмент познания жизни: если ты
исследуешь какое-то явление, то найди,
что в нём смешного, и явление раскроется
тебе во всей полноте».
«Юмор
— украшение нации. В самые дикие, самые
беспросветные годы не умирала язвительная
и горькая, простодушная и затейливая
российская шутка. И хочется думать —
пока мы способны шутить, мы остаемся
великим народом!»
(Сергей
Довлатов)
Завершим
разговор о писателе небольшой проверочной
работой:
15 КБ
Комментариев нет:
Отправить комментарий