11А Литература Солженицын

Урок литературы в 11а классе.
ТемаСолженицын А.И. Судьба писателя: пророк в своем отечестве. 


1. Презентация к теме прикреплена к странице журнала.
 Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
1. Дорогие выпускники! Это фильм об Александре Солженицыне, классике русской литературы, диссиденте и лауреате Нобелевской премии. Писатель рассказывает, вспоминает, размышляет. Война, сталинские лагеря, успех "Одного дня Ивана Денисовича". Опала, самиздат, Нобелевская премия, врученная четыре года спустя после присуждения. Высылка из СССР. Возвращение в новую Россию...
О прошлом, настоящем и будущем страны и о том, что значит быть писателем в России, рассказывает сам литературный патриарх. Рекомендую к просмотру.
https://russia.tv/video/show/brand_id/10459/episode_i..



Материал к уроку.
2. Мысль о повести впервые пришла к Солженицыну зимним днем 1950-го, в экибастузском лагере. Он несколько часов таскал с напарником туда-сюда носилки — и вдруг подумал, что можно было бы описать будничный день обычного зэка,  «без ужасов», без особенных происшествий — такой день, из которых и складываются годы заключенного, день, в котором, как в капле воды, отражается весь его долгий срок. Девять лет спустя, уже после освобождения, после ссылки, после реабилитации, после ХХ съезда партии, на котором Хрущев начал громить культ личности, Солженицын написал свою повесть залпом, за 44 дня.
Он ни на секунду не верил, что ее опубликуют. Но в 1961-м состоялся XXII съезд, на котором Хрущев обрушился на Сталина с новым пылом. Там же выступил главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский. Солженицын внимательно изучил стенограмму речи Твардовского в «Правде» — и не без колебаний передал через знакомых  машинопись «Щ-854» Анне Берзер, критику и редактору отдела прозы «Нового мира». Берзер ознакомилась с повестью; была поражена; очень аккуратно предложила главному редактору, сказав что-то вроде «почитайте, это про крестьянина». Ей было известно пристрастие Твардовского к крестьянской, «мужицкой» тематике. Твардовский, решив полистать рукопись на ночь, в итоге так и не смог уснуть. 
Вскоре Солженицын уже присутствовал на редколлегии «Нового мира»; там для повести придумали новое название. Потом Твардовский несколько месяцев пытался добиться персонального разрешения Хрущева на публикацию. Рукопись дошла до генсека, ему прочли ее вслух, она была одобрена — и 18 ноября 1962 вышел «Новый мир» с «Одним днем Ивана Денисовича», текстом, буквально взорвавшим представления советских граждан о современной литературе и прошлом собственной страны.
Наталия Дмитриевна, как вы впервые прочли «Один день Ивана Денисовича»? Ноябрь 1962-го. Вам — 23 года. С Солженицыным вы еще не знакомы, его имя никому ничего не говорит...
— Я очень ярко помню этот момент. Мы были подписчиками «Нового мира». Почта в то время по Москве ходила очень быстро: 17 ноября тираж журнала пришел из типографии, 18-го началась рассылка по подписчикам и киоскам «Союзпечати», 19го журнал уже был в моей семье. Поздно вечером, когда все легли спать, я принялась за чтение. А у нас была крошечная кухня, в которой табуретки приходилось загонять под стол — для стульев места просто не было. Я вытерла стол, выдвинула одну табуретку, встала на нее коленками, разложила журнал перед носом… Я именно так любила и привыкла читать. Но обычно меня хватало ненадолго: прочтешь несколько страниц и садишься. А тут я дошла до конца — и обнаружила, что все еще стою на табуретке. Это было совершенно потрясающе! Не потому, что там содержалась политическая сенсация. Мой дед погиб в лагерях, об их существовании я знала. Именно художественная сила этой повести меня словно прожгла насквозь.
Говорят, подписчики «Нового мира» шептались об «Иване Денисовиче» задолго до того, как ноябрьский номер к ним попал и появилась возможность ознакомиться с повестью.
— Конечно. По Москве шел слух, что в одиннадцатом номере напечатают что-то необыкновенное. Рукопись попала к Твардовскому в декабре 1961-го, а опубликована была спустя 11 месяцев. За это время не могли не пойти пересуды. Твардовский ведь давал читать повесть Чуковскому, Маршаку, Эренбургу и многим другим литературным тяжеловесам, чтоб заручиться их поддержкой. А у всех были секретарши, члены семьи — они тоже читали машинопись и были сотрясены. Так и начались разговоры…
Только такой человек, как Александр Трифонович Твардовский, светлая ему память, смог добиться печатания «Ивана Денисовича». Это казалось совершенно невероятным, против всех законов естества. Сам Солженицын считал, что произошло чудо, оттого что сошлись  необыкновенные обстоятельства и необыкновенные личности. Если бы Твардовский не был главным редактором «Нового мира», если бы Никита Сергеевич Хрущев не стоял в то время во главе государства, если бы ему как раз в этот момент не потребовалось забить еще несколько гвоздей в гроб Сталина, «Иван Денисович» не увидел бы свет в СССР. И еще хорошо, что за эти 11 месяцев он не ушел на Запад: тогда бы в СССР его ни за что бы не опубликовали.
— Когда я читал про обстоятельства публикации «Ивана Денисовича», не мог отделаться от параллелей с Голливудом. Твардовский понял, что в лице Солженицына к нему пришла новая литературная звезда — и фактически стал его продюсером: после выхода повести говорил, кому можно давать интервью, а кому нельзя, с каким фотографом проводить фотосессии, а с каким — нет...
— Твардовский был крупный народный поэт. И одновременно — настоящий кормчий корабля под названием «Новый мир». Очень редко такое сочетается — когда человек одновременно талантливый писатель и талантливый редактор. Он сам читал рукописи, решал, печатать их или не печатать. У него был исключительный дар открывать таланты. Открыв их, он радовался и стремился поделиться своей радостью со всей страной. И у него мгновенно возникла некая влюбленность в Солженицына. Александр Исаевич платил ему тем же. Но Александр Исаевич был в прошлом зэк, и, наученный опытом, опасался открывать  то, для чего еще не пришло время. Он ничего не рассказывал Твардовскому, например, о работе над «Архипелагом ГУЛАГ». А когда он его закончил и в 1969-м звал к себе, приехать читать, Александру Трифоновичу это так и не удалось.
Слово «продюсер» я бы тут не применяла. Продюсер думает о том, как «раскрутить», как достать деньги. Тогда, в эпоху регламентированной советской литературы, ничего подобного не было. Просто добиться публикации — это и есть счастье. И это был подвиг Твардовского.
Но да, конечно, Твардовский немножко ревниво относился к Солженицыну. Сразу после публикации «Ивана Денисовича» к Александру Исаевичу прибежали из театра «Современник»: «Наверняка у вас есть пьеса?» А у него и правда была пьеса. «Давайте скорее ставить!» И начались читки, распределения ролей… Пьесу так в итоге и не разрешили. А Твардовский потом много месяцев и даже лет обижался: «Как вы могли ее отдать в «Современник», не согласовав со мной?» Такая издательская ревность, понятная и простительная.

3.А. И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
Вопросы и задания к теме
-Как возник замысел «Одного дня…»?    Кто такой герой Солженицына 
  Иван Денисович?
- Восстановите прошлое героя.     Как он попал в лагерь?
- Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?
- Почему автор выбрал именно «счастливый» день?
- Какие события происходят с героем?
- Что помогает устоять, остаться человеком?
- О ком из героев автор пишет с симпатией?  Кого называет….?
- Герой и автор.

Письменные задания:
Вопросы 10, 11 (с. 269) visnevao3@gmail.com
Тестовая работа будет размещена в следующем блоке заданий

Комментариев нет:

Отправить комментарий