Добрый
день, дорогие семиклассники!
На
этих двух уроках мы будем рассматривать
проблему личности и власти на материале
исторического романа Алексея
Константиновича Толстого «Князь
Серебряный».
Начнём
наш урок со слов А.Н. Толстого (автора
повести «Детство Никиты»):
«Чтобы
понять тайну русского народа, его
величие, нужно хорошо и глубоко узнать
его прошлое: нашу историю, коренные узлы
её, трагические и творческие эпохи, в
которых завязывался русский характер».
(Запишите
высказывание в тетради)
- Познакомимся с биографией А. К. Толстого, раскроем причины, побудившие его написать роман «Князь Серебряный» об эпохе Ивана Грозного (работа со статьёй учебника с.177-178). Постарайтесь ответить на вопрос 2 (устно).
Роман
«Князь Серебряный» появился в бурное
и сложное время. Страна находилась на
одном из рубежей своей истории:
революционная ситуация поставила все
классы, все общественные слои перед
острыми вопросами и выбором дальнейшего
пути.
В
романе «Князь Серебряный» нашла свое
отражение эпоха царя Ивана Грозного.
Главный
герой, князь Никита Романович Серебряный,
– лицо вымышленное, а вот историческими
лицами являются следующие герои: царь
Иван Грозный, сын его Иван, Алексей и
Федор Басмановы, Малюта Скуратов и
другие.
2.
Чтение главы1 (с.179-190). Найдите портрет
князя Серебряного. Сделайте выписки,
доказывающие, что наружность князя
соответствовала его нраву.
3.
Чтение главы 8 (с.190-199). Обратите внимание
на портрет царя. Запишите в тетради.
Ответьте на вопросы 3 и 5 (с.199) устно.
Сопоставительная работа: сравнение
диалога царя с опричниками на пиру у М.
Ю. Лермонтова в «Песне...» и у А.К. Толстого.
Делаем
выводы (устно) по трём направлениям:
-
о главном герое, о взаимосвязи его
характера и поступков;
-
о судьбе женщины в эпоху Грозного;
-
о взаимоотношении личности и власти.
4.
Чтение глав романа (14, 29, 34,
35, 49) по учебнику. Обращаем главное
внимание на черты царя Иоанна, Вяземского,
Морозова, блаженного Василия.
5.
Сравните образ царя Ивана Грозного у
М.Ю. Лермонтова в «Песне про купца...» и
у А.К. Толстого в романе «Князь Серебряный».
Задание может быть выполнено в виде
творческой работы
или в виде таблицы.
Выбор ваш.
Таблица
может выглядеть так.
Сцена
пира
Царь
у Лермонтова
|
Царь
у Толстого
|
|
Сходство образов | ||
Различие образов |
Сцена
казни
|
|
|
Сходство
образов
|
||
Различие образов |
Следует также обратить
внимание на завещание Морозова и
сравнить его с речью Калашникова перед
казнью. Что сближает этих двух героев?
(устно)
6. Знакомство со статьёй
о жанре исторического романа (с. 218-219).
В тетради записываем определение
исторического романа.
7. Рекомендую прослушать
одну из опер Н.А. Римского-Корсакова:
«Царская невеста» или «Псковитянка» -
или оперу М.П. Мусоргского «Хованщина»
(задание +1 на с. 219, ссылки обозначены).
Итог уроков:
Образ
царя пронизан ненавистью А.К. Толстого
к деспотизму, произволу, насилию, унижению
человеческой личности. Размышляя над
эпохой Ивана Грозного, автор приходит
к выводу, что цари «плоть от плоти
народа, что нация выплёскивает того,
кого она достойна». В
каждую эпоху затмения нравственных
ценностей появляется свой Иоанн Грозный,
поэтому нужно
помнить уроки прошлого!
В романе высказана важная мысль о
взаимозависимости тирании и покорности.
Дорогие
ребята! Я понимаю, что текст романа для
вас сложен, не всё понятно... Но очень
надеюсь, что вы справитесь. А что не
получится — обсудим уже при встрече.
Жду
от вас две портретные выписки и творческую
работу (или таблицу)
На
чтение и осмысление романа — одна
неделя.
Удачи
вам, мои дорогие!
Комментариев нет:
Отправить комментарий