7А класс 18, 23 апреля



Добрый день, дорогие семиклассники!
На этих двух уроках мы будем рассматривать проблему личности и власти на материале исторического романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный».

Начнём наш урок со слов А.Н. Толстого (автора повести «Детство Никиты»):
«Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер». (Запишите высказывание в тетради)
  1. Познакомимся с биографией А. К. Толстого, раскроем причины, побудившие его написать роман «Князь Серебряный» об эпохе Ивана Грозного (работа со статьёй учебника с.177-178). Постарайтесь ответить на вопрос 2 (устно).

Роман «Князь Серебряный» появился в бурное и сложное время. Страна находилась на одном из рубежей своей истории: революционная ситуация поставила все классы, все общественные слои перед острыми вопросами и выбором дальнейшего пути.
В романе «Князь Серебряный» нашла свое отражение эпоха царя Ивана Грозного.
Главный герой, князь Никита Романович Серебряный, – лицо вымышленное, а вот историческими лицами являются следующие герои: царь Иван Грозный, сын его Иван, Алексей и Федор Басмановы, Малюта Скуратов и другие.

2. Чтение главы1 (с.179-190). Найдите портрет князя Серебряного. Сделайте выписки, доказывающие, что наружность князя соответствовала его нраву.
3. Чтение главы 8 (с.190-199). Обратите внимание на портрет царя. Запишите в тетради. Ответьте на вопросы 3 и 5 (с.199) устно. Сопоставительная работа: сравнение диалога царя с опричниками на пиру у М. Ю. Лермонтова в «Песне...» и у А.К. Толстого.
        Делаем выводы (устно) по трём направлениям:
        - о главном герое, о взаимосвязи его характера и поступков;
        - о судьбе женщины в эпоху Грозного;
        - о взаимоотношении личности и власти.
4. Чтение глав романа (14, 29, 34, 35, 49) по учебнику. Обращаем главное внимание на черты царя Иоанна, Вяземского, Морозова, блаженного Василия.
5. Сравните образ царя Ивана Грозного у М.Ю. Лермонтова в «Песне про купца...» и у А.К. Толстого в романе «Князь Серебряный». Задание может быть выполнено в виде творческой работы или в виде таблицы. Выбор ваш.
        Таблица может выглядеть так.
        Сцена пира


Царь у Лермонтова
Царь у Толстого
Сходство образов



Различие образов




        Сцена казни

          Царь у Лермонтова
          Царь у Толстого
        Сходство
        образов



        Различие образов


    Следует также обратить внимание на завещание Морозова и сравнить его с речью Калашникова перед казнью. Что сближает этих двух героев? (устно)

6. Знакомство со статьёй о жанре исторического романа (с. 218-219). В тетради записываем определение исторического романа.

7. Рекомендую прослушать одну из опер Н.А. Римского-Корсакова: «Царская невеста» или «Псковитянка» - или оперу М.П. Мусоргского «Хованщина» (задание +1 на с. 219, ссылки обозначены).
Итог уроков:
Образ царя пронизан ненавистью А.К. Толстого к деспотизму, произволу, насилию, унижению человеческой личности. Размышляя над эпохой Ивана Грозного, автор приходит к выводу, что цари «плоть от плоти народа, что нация выплёскивает того, кого она достойна». В каждую эпоху затмения нравственных ценностей появляется свой Иоанн Грозный, поэтому нужно помнить уроки прошлого! В романе высказана важная мысль о взаимозависимости тирании и покорности.

Дорогие ребята! Я понимаю, что текст романа для вас сложен, не всё понятно... Но очень надеюсь, что вы справитесь. А что не получится — обсудим уже при встрече.

Жду от вас две портретные выписки и творческую работу (или таблицу)

На чтение и осмысление романа — одна неделя.

Удачи вам, мои дорогие!

Комментариев нет:

Отправить комментарий